Cокровища «сплющенного» раскопа: пенсионер из средневековья

Еще в прошлом году в Пскове на берегах несуществующей ныне речки Зрачки обнаружена часть некрополя X века. На Мстиславских раскопах обнаружено 12 или 13 курганов, три-четыре из них – в этом сезоне. Такая неточность появилась из-за того, что курганы оказались частично перерублены фундаментами более поздних сооружений.

Фото Археологического центра Псковской области

Под слоем песка скрывались четыре трупосожжения (захоронения сожженного праха) и одно трупоположение (захоронение тела умершего). Здесь лежал весьма пожилой человек 75-80 лет, погребенный по древнерусскому обряду. При нем были топор и остатки богатого воинского пояса.

Особенность этого погребения в том, что в XIV веке его верхняя часть примерно до таза оказалась разрушена из-за работ по организации костерезных и плавильных мастерских. «Наткнувшись на останки, люди слегка пошарили в этой яме, попытались вытащить одну из бедренных костей. Подергали, подергали, сместили ее немного, но до конца не вытащили. Так что нижняя часть скелета и часть пальцев левой руки сохранились практически в анатомическом порядке. Как и современного человека, псковичей тогда мало смущали кости каких-то очень древних людей. И сейчас в большинстве случаев строители, напоровшись на кладбище, просто разрушают его, делая вид, что ничего не случилось. Так происходит вдалеке от действующих охранных организаций. В Пскове такие вещи быстро пресекаются», – отметил старший научный сотрудник Псковского археологического центра Сергей Салмин.

Останки пожилого мужчины, найденные в кургане. Фото Археологического центра Псковской области

Останки пожилого мужчины, найденные в кургане. Фото Археологического центра Псковской области

 

Крупные, крепкие кости свидетельствуют, что найденный здесь мужчина был физически крепким человеком с развитой мускулатурой, с 44-м размером ноги и ростом за 180 см. За долгую жизнь его зубы (кстати, без всякого кариеса) успели хорошенько стереться — на них не осталось ни одного бугорка. Так можно «съесть» зубы на очень грубой пище, если ты, например, отшельник и 40-50 лет питаешься сырым зерном.

«Однако развитая мускулатура предполагает хорошее и регулярное питание, а значит, перед нами довольно пожилой человек. И это как раз не странно. Легенда о том, что люди в средневековье жили меньше — «средняя температура по палате». Основные причины убыли населения в то время — огромная детская смертность, смертность из-за болезней в условиях отсутствия антибиотиков и попадание топором по голове. Все это приводит к тому, что человек умирает молодым, но это не значит, что те, кто не подхватил воспаление легких или не погиб в бою, жили меньше современных людей. Есть случаи, что люди жили около 100 лет, и это не слишком шокировало их окружение. Поэтому легенды о 30-летних стариках — это только легенды. Все было ну не хуже, чем в XIX веке», – заверил Сергей Салмин.

Боевой топор. Фото из Instagram @arheologpskovБоевой топор. Фото из Instagram @arheologpskov

При возведении мастерских товарищи из XIV века, по-видимому, забрали из кургана все, что было на шее, голове и руках их неживого земляка, но топор и часть поясного набора уцелели. Причем топор не декоративный, а вполне боевой. Псковичи, следуя общей традиции того времени, предпочли не делать из захоронения сокровищницу. В знак уважения наши предпочитали насыпать огромный курган и класть туда немного вещей, чтобы не провоцировать похитителей.

«Люди средневековья были социально адапатированными и развитыми. Малое количество кладов на территории Древней Руси говорит о том, что в отличие, например, от достаточно примитивных и диких скандинавов, население Восточно-Европейской равнины было активно включено в товарооборот, поэтому деньги здесь предпочитали не закапывать. Сокровищами они становились только когда никому не были нужны. Вот привезли два ведра монет — что с ними делать? Только спать на них, как дракон. Поэтому чего-то слишком дорогого, дороже того, что люди носили сами, в могилы не клали», – пояснил Сергей Салмин.

Боевой топор (вид сверху). Фото из Instagram @arheologpskovБоевой топор (вид сверху). Фото из Instagram @arheologpskov

Топоры, подобные найденному, входят в широкий оборот в середине X века и используются до конца XI века, распространяясь от территории современной Болгарии до современной Швеции. На оружии отпечатались следы ткани, из которой была выполнена одежда умершего. Ткань, предполагают археологи, могла быть шелковой, но это неточно. Сейчас топор находится на стабилизации, которая необходима для прекращения внутренних процессов разрушения. Реставрация топора займет не менее полугода.

Поясная обоймица и неочищенное поясное кольцоПоясная обоймица и неочищенное поясное кольцо

Фото: Дарья Хваткова

Скорее всего, топор в погребении появился в качестве знака принадлежности умершего к кавалерии. «Это именно топор всадника, который с точки зрения качества пробития доспехов превосходил меч», – уточнил Сергей Салмин.Поясные бляшки-накладки с растительным узоромПоясные бляшки-накладки с растительным узором

Фото: Дарья Хваткова

Поясной набор при средневековом ветеране оказался не совсем обычным. Как правило, в состав такой вещи входит один-два вида поясных накладок, здесь — три. Две из них с растительным узором, третья явно напоминает какую-то животину.

Зооморфная накладкаЗооморфная накладка
Фото: Дарья Хваткова

Часть поясного набораЧасть поясного набора
Фото: Дарья Хваткова

"Хвостик" поясного набора“Хвостик” поясного набора
Фото: Дарья Хваткова

Судя по расположению могилы с ориентацией на юго-восток, человек с топором уже был христианином. Его похоронили так, что в случае второго пришествия Христа и, соответственно, воскресения мертвых, он смог бы, не сворачивая, отправиться прямиком в сторону Иерусалима. «Вообще, это удивительно. Курганные захоронения-кремации в Пскове доходят до XI века. В мире и, конечно, на Руси, это эпоха глубокого христианства. В это время могилы становятся прицерковными, курганы не насыпаются, кремации не производятся. А в Пскове, видимо, еще было можно. Это такая окраина с особыми правами. Пограничная крепость, самый сильный политический фактор русского Северо-Запада на протяжении тысячи лет. На границе с воинственными племенами гораздо больше ценится личная преданность, чем конфессиональная принадлежность», – подчеркнул Сергей Салмин.

Бусины из курганного погребенияБусины из курганного погребения
Фото: Дарья Хваткова

Рядом с курганами помимо множества разноцветных бусин найден малюсенький синий осколок с аккуратным бело-золотым орнаментом. Предполагается, что когда-то этот осколок мог быть частью большой чаши балканского или сирийского происхождения. Относительно географии сосуда должен высказаться коллега псковских археологов из Санкт-Петербурга Яков Френкель. Такие фрагменты дорогого стекла часто использовались в качестве украшения для одежды. Их, в подражание императорским одеяниям с драгоценными камнями, нашивали на ткань.

Сирийский осколокСирийский осколок

Найденные останки, в том числе из трупосожжений, еще предстоит изучить антропологам, которые смогут с точностью определить пол, возраст (для кремаций), режим питания, болезни, точные параметры роста и, возможно, внешний облик погребенного мужчины.

Источник: informpskov.ru

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.